Советы родителям
Вода - одна из первых субстанций , которые познает ребенок в огромном мире загадочных вещей. Вода притягивает, волнует малыша, вызывает у него приятные ощущения.
Кроме этого, общение с водой предоставляет маленькому исследователю широкие возможности познавать мир и себя в нем. Эффект познания можно усилить специально организованной игровой деятельностью с водой и в воде. Для этого не требуется больших усилий и затрат, достаточно домашней ванны а порой и небольшого тазика.
Кроме этого, общение с водой предоставляет маленькому исследователю широкие возможности познавать мир и себя в нем. Эффект познания можно усилить специально организованной игровой деятельностью с водой и в воде. Для этого не требуется больших усилий и затрат, достаточно домашней ванны а порой и небольшого тазика.
Чтобы купание стало приятной процедурой, а не источником раздражения, не
планируйте игры с водой на конец дня, когда и взрослые и дети уже устали. Можно
ввести в обиход два типа купания. Объясните малышу, что иногда по вечерам,
когда нет времени, купание будет предназначено только для «мытья». В эти дни он
должен вымыться как можно быстрее. Можно использовать песочные часы, или вместе
с ребенком смастерить водяные, и пусть купание закончится, прежде чем
высыплется песок, или закончит капать вода. Но тогда в другие дни вы должны
найти время, чтобы превратить купание в игру. Можно использовать разноцветные
коврики для ванной, чтобы ребенок знал, какое купание ему предстоит сегодня.
Если ребенка пугает большой объем воды, то вначале лучше посадить
ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Перед игрой согрейте
стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны
можно что-нибудь положить – кусок
поролона или пеноплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика).
Поставьте под кран таз, чтобы вода набиралась в нем. Тогда
воду можно будет брать и из таза, и из крана. Объем воды нужно увеличивать
постепенно, от купания к купанию.
Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!
Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.
Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).
Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!
Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.
Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).
А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую
пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать
горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и
удержать там.
Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.
Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.
Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.
Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.
В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного
пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и
проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а
лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине. Или
несколько (все одинакового или каждая своего размера):
|
Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана
(попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно
попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода
выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному
смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.
Кидаем в воду всё подряд!
В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности
одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком,
палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а
если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить
игрушку ладошкой.
Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли
предметы и материалы, которые не плавают в воде.
1. Металл - ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть
и убрать их);
2. Дерево - деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать,
чтобы предметы не портились от влаги);
3. Пластмасса - любые предметы и игрушки;
4. Резина - в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как
есть; сравните;
5. Ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут
быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную
вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка"
доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем,
как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как
меняется ее цвет.
6. Бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или
сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного
размера - маленький кусочек намокает быстрее большого.
7. Губки разных размеров - поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду,
выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу
пропитываются и быстро тонут.
Здесь приведена лишь малая часть возможных вариантов игр с водой. Пробуйте, эксперементируйте, дерзайте вместе с вашим малышом! Расширяйте границы его познания, развивайте любознательность! И начните с малого, с того, что есть в каждом доме - с воды!